Сюжетно-ролевая игра
Походы
Столярная мастерская
Походы для класса
Праздники в походе
Керамика
Рукоделие
Биологические прогулки
Мастер-классы
Праздник в мастерской
Сюжетно-ролевая игра
Подразделы

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра

Угадайте, что происходит в нашей творческой мастерской!?
Шум и гам, споры и смех, сказочные перевоплощения и волшебные сюжеты, выстроен дом из картона, сделаны костюмы из бумаги и ткани, оборудована база под столом-верстаком.
Правильно, это идет сюжетно-ролевая игра.
Здесь нет правил, установленных взрослыми, их придумывают сами дети. Придумывают и следят за их соблюдением. Каждый выбирает интересную для себя роль. Кто-то становится предпринимателем, кто-то – кошкой, кто-то – продавцом.
Сюжетно-ролевая игра по системе Егора Бахотского – это интересный и важный (!) формат детского досуга, отдыха и развития в свободной и безопасной среде под наставничеством ведущего и дипломированного сопровождающего Кирилла Бесчастного.
Игра является одним из главных факторов развития любого ребенка с года до 12-14 лет. Игра – это пространство, позволяющее любому обрести смелость, потому что он может быть кем угодно и где угодно. Игра – это место проб, поиска решений и их обретения. В ней дети «примеряют» на себя различные модели поведения, проверяют их ограничения. С ее помощью можно творить то, что не всегда можно сотворить в реальности, потому что в игре все абсолютно безопасно. Играя, дети узнают себя и ставят себе задачи на будущее. Они обретают бесценную уверенность в том, что действительно что-то МОГУТ.

Важность игры в детском развитии
Ведущий и дипломированный сопровождающий игры Кирилл Бесчастный комментирует важность игры в детском развитии: «Ошеломлен на грани шока от того, насколько игра, оказывается, важна для развития детей. Я и раньше знал, что играть детям важно: общение, развитие фантазии, отыгрывание комплексов и пр. Но это оказалось только верхушкой айсберга. Игра — один из ключевых, заложенных природой механизмов развития личности! Как пища и воздух. День, когда ребёнок не поиграл, мотаясь по школам, садикам, кружкам, секциям — маленький шажок назад в развитии».

Сюжетно-ролевая игра — наиболее характерный вид игровой деятельности у дошкольников. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Играть детям чрезвычайно важно. Игра дает общение, развитие фантазии, позволяет отыгрывать комплексы и пр. Однако, это только верхушка айсберга. Игра — один из ключевых, заложенных природой, механизмов развития личности, главный вид развивающей деятельности для детей!

Игра — это детская медитация
Кто я? Что я чувствую, думаю? Как я это выражаю? Что за люди рядом со мной? Что они чувствуют, думают, и как я к этому отношусь? Кем я хочу быть? Что мне нужно для этого делать? и так далее.
Вопросы, над которыми чаще стоило бы задумываться взрослым, ставит перед детьми сама природа. Через игру.
Ни школа дошколят или начальная, ни английский для малышей, шашки, шахматы и прочее, ни даже спортивные секции (это всё хорошо при разумном применении) не дадут вашему ребенку того, что даст обычная (казалось бы) игра. День, когда ребёнок не поиграл, мотаясь по школам, садикам, кружкам, секциям — маленький шажок назад в развитии. Игра – это основное и главное! Подлинные «развивашки»!
Задача игры - ОТНОШЕНИЯ! Иногда интересная подвижная часть игры, казалось бы, спала. Играющие просто разговаривают от имени героев. Но это еще важнее. Тут нет действия, подражания, чисто отношения. Они-то и есть смысл игры.

Мотив игрового действия лежит не в результате действий, а в самом процессе.
Не выиграть, а играть. Такова мотивация игры. Как только внутренним мотивом становится желание выиграть, игра перестаёт быть игрой.

Особенности и назначение сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра появилась в формате занятия в связи с тем, что у ребят пропала возможность свободно без присмотра в компании разновозрастных детей гулять во дворе, где бы они сами придумывали свои игры с собственными правилами.
Одни из важных условий игры – в ней не задается тематика, и отсутствуют правила как таковые. Дети придумывают их на ходу, согласовывая друг с другом. Их соблюдение и/или живое развитие и есть одна из первостепенных задач игры. Единственное условие, запрет, который ставится на игровой встрече, – мы не деремся ни руками, ни словами. Никаких обзываний, оскорблений, рукоприкладств. За это на скамейку отдыхающих на 5 минут может быть отправлен любой участник мероприятия.

Как проходит игровая встреча?
Встречаясь на сюжетно-ролевой игре, мы садимся с ребятами в кружок вокруг свечки. Это просто ритуал, чтобы придать процессу некую стройность. Каждый называет героя, которым он хочет сегодня быть. Сопровождающий обязательно спрашивает, что он будет делать, чтобы ребенок, примеряя на себя какую-то роль, понимал, что нужно будет действовать из этой роли. Она не прикрытие, чтобы делать только то, что хочется. Причем известно, что роль можно свободно в любой момент менять.
Затем мы начинаем подготовку к игре. У нас есть ткани, скотч, картон, фольга, природный материал. В ход идут стулья, столы, оборудование мастерской для того, чтобы устроить себе домики, шалаши, убежища; а также любые предметы заменители. Столярным инструментом мы принципиально не пользуемся. Единственный инструмент, который идет в ход, – канцелярские ножички для резки картона.
Костюмы и аксессуары делаются ребятами наскоро. Главная задача при этом заключается не в художественной достоверности. Важно, чтобы того, что смастерили дети, хватило для развития фантазии.
Участники сами по ходу развития событий могут выдумывать назначение каждого предмета.
Как таковой отмашки «Игра началась» нет. Примерно через час, когда чувствуют свою готовность (сделано снаряжение, костюмы, построены домики), ребята начинают подавать первые реплики и диалоги. Все постепенно включаются в игру. Иногда бывает, дети понимают, что вынуждены включиться, потому что интересно. Если не готов костюм, значит либо не доделывать его до конца, либо доделывать потом.
В середине игры, приблизительно через час после ее начала мы делаем маленький перерыв, во время которого перекусываем. Он нужен, чтобы немного выпустить пар и передохнуть. Зачастую после перерыва меняется ход или тематика игры, спадает накал страстей. Иногда мероприятие продолжается в том же ключе.
По окончании игры у детей нет жесткой обязанности убираться за собой. Разрушить по команде только что созданный мир довольно трудно. Уборка осуществляется на добровольных началах. Почти всегда находятся желающие помочь с этим.

Что делаем во время сюжетно-ролевой игры?
— Решаем различные коммуникативные задачи;
— фантазируем и мыслим творчески;
— повышаем устойчивость внимания;
— поддерживаем социальное развитие;
— учимся мыслить абстрактно: развиваем способность манипулировать символами, заменяя одни предметы реального мира, другими или придавая им совершенно новые возможности;
— веселимся и радуемся;
— освобождаемся от целей и действуем «здесь и сейчас»;
— придумываем себе персонажа, его образ действий и сюжет;
— создаём свои миры по собственному желанию;
— создаём костюмы и перестраиваем пространство так, как подсказывает фантазия;
— призываем и родителей участвовать в нашей игре;
— играем!

Возрастные ограничения
Возрастной диапазон игровой группы, как правило, назначается в пределах трех максимум четырех лет, например, с 6 до 10 лет.
Большой диапазон возрастов не очень хорош, потому что стиль игры и тематика у младших и больших ребят различается довольно сильно.
Если пятилетних малышей устроит быть какими-то зверюшками, собирать плоды и ягоды, ютиться норках. Старшим детям интересно активное взаимодействие с сюжетом. Начиная с подросткового возраста, с 12 лет ребятам уже важнее нюансы сюжета, психологические портреты персонажей. Иногда они даже готовы играть словами, просто сидя за столами и обсуждая развитие сюжета, устно сочиняя свою историю. Для игры им достаточно лишь фантазии и при этом совсем не обязательно даже двигаться.
Хотя практика показывает, что дети младших возрастов, у которых есть старшие братья и сестры, как правило, готовы вести игру на более серьезном взрослом уровне. Эта ситуация работает и в обратную сторону. Так, некоторые сравнительно большие ребята 10-11 лет иногда демонстрируют уровень игры на уровне лет 8-9, поэтому являются хорошими компаньонами для младших.
Продолжительность мероприятия 60-90 минут (2 сеанса по 45-50 минут).

Важность игры в детском развитии. Мысли великих умов
«Будь то взрослый или ребёнок, в игре и только в игре они способны к творчеству, способны задействовать всю личность в целом; а только будучи способен творить, индивид может РАСКРЫТЬ СВОЮ САМОСТЬ».

Д.В. Винникотт «Игра и реальность».
«От недостатка свободных игр тело может и не страдать так же, как от недостатка еды, воздуха или воды, но будет страдать душа, замедлится психическое развитие. В играх дети учатся дружить, преодолевать собственные страхи, решать проблемы и вообще контролировать свою жизнь. Именно в играх они осваивают и пробуют применить на практике знания и умения, которые необходимы им для успешного существования в рамках той культуры, в которой они растут. Не важно, что именно мы делаем, сколько игрушек покупаем, сколько проводим времени с пользой или специально учим детей чему-то. Мы ничем не заменим им свободу, которую у них забираем. Не существует других способов научить детей тому, чему они учатся в игре».

Питер Грей, профессор психологии в Бостонском колледже, исследователь игры, фрагмент из книги «Свобода учиться. Игра против школы».
После 5 лет «собственно ролевая игра развивается в сторону конкретизации образа персонажа, роль которого берёт на себя ребёнок. Не просто назвать себя, а условно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему хотя бы внешне — вот что становится очень важным. Часто возникает особая игра — ряженье, где дело до развёрнутых ролевых действий не доходит».

Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Как играть с ребёнком».


Возврат к списку